Лист яблони

Лист яблони

Источник жизни на земле — лучистая энергия Солнца. Это она, аккумулируясь в организ­ме человека из растительной и животной пищи, обусловли­вает такие сложные процессы, как мышление, эмоции, движе­ние. Человек сам не в состоянии улавливать, накапливать и ис­пользовать солнечную энергию. К этому приспособились растения. Причем каждый вид расте­ний синтезирует какие-то ве­щества в преобладающем коли­честве. Этим определяется их неповторимый вкус, аромат, консистенция. Сравните репу, банан, яблоко, лук, морковку. Все они сильно различаются, хотя состоят из одних и тех же простейших элементов. Как же все это происходит?

Через многочисленные устьи­ца (у яблони их, например, от 200 до 700 на каждом квадрат­ном миллиметре) в лист попа­дает воздух. В воздухе содер­жится примерно 0,03% углеки­слоты. Из корней дерева через систему сосудов, а при удобном случае (дождь, роса) и прямо в лист подается вода. Под дейст­вием солнечной энергии и при участии ферментов из воды и углекислого газа в листьях об­разуются первые органические вещества — углеводы.

Вместе с водой, правда в очень небольших количествах, поступают и растворенные в ней элементы минерального пита­ния. Они делятся на макроэлемен­ты, требующиеся в сравнитель­но больших количествах, и мик­роэлементы, потребность расте­ний в которых весьма мала. К макроэлементам относят азот, серу, фосфор, калий, маг­ний, кальций, железо, а к микроэлементам — бор, марганец, медь, цинк, молибден, хлор, натрий, кремний. Кроме того, в растении яблони, например, обнаружены еще 50 элементов, роль которых в синтезе орга­нического вещества пока не вы­яснена.

Многие миллиарды клеток участвуют в синтезе. Каждая из них, несмотря на свои мик­роскопические размеры, пред­ставляет собой сложнейшую лабораторию. Кипит в ней работа и днем, когда запасается энер­гия, и ночью, когда идут пе­рестройки и из «заготовок» соз­даются разные вещества, а они сложны. Вот, к примеру, как по-научному называется хлоро­филл — всем известное вещество, придающее зеленый цвет листьям,— «комплексная магниевая соль 1, 3, 5, 8-тетра-метил-4-этил-2-винил — 9 — оксо -10-карбметокси-формин -7 -фитиловый эфир пропионовой ки­слоты».

Одни вещества формируются в листьях, другие — в корнях, а затем из мест синтеза пере­мещаются туда, где в них ощу­щается наибольшая потреб­ность. Самые сильные центры притяжения — это генератив­ные органы: цветки, плоды, се­мена. К ним прежде всего и на­правляется ток ассимилятов, даже в ущерб росту побегов.

Цветков образуется много. Их больше, чем может быть плодов. Из каждой цветочной почки по­является щиток с 5—6 цветка­ми. Причем одни цветки распу­скаются раньше, другие позже. Раньше раскрываются те, кото­рые находятся на периферии кроны, на прямых транспорт­ных путях, на более здоровой плодовой древесине. И даже в пределах одного соцветия они распускаются в разное время. Первыми раскрываются цент­ральные цветки, затем посте­пенно и все боковые. Естествен­но, что те цветки, которые раскрылись раньше, находятся в лучших условиях питания. По­этому они опережают по развитию остальные цветки и притя­гивают питательные вещества гораздо интенсивнее. Те же, ко­торые получают недостаточное питание, отстают в развитии и, наконец, не выдержав конку­ренции, опадают. Некоторые опадают, успев лишь расцвести, другие (уже после оплодотворения), едва на­брав массу в десятые доли грамма, третьи могут продер­жаться на дереве более двух недель и затем опасть. Коли­чество осыпавшихся плодов в этот период может составить 60 и более процентов. Остав­шиеся на дереве плоды растут все активнее и могут уже оття­гивать на себя питательные ве­щества не только из близле­жащих, но и находящихся на значительном удалении ли­стьев.

Обильное плодоношение яблони

Обильное плодоношение яблони

При обильном плодоношении, несмотря на постоянную работу листьев, ассимилятов может все же не хватить. В связи с этим расходы внутри дерева регули­руются. Прежде всего экономия идет за счет самих листьев. У обильно плодоносящих де­ревьев листья раньше заканчи­вают рост и раньше включают­ся в «работу» на плоды. В таком случае можно увидеть, что пло­доносящие деревья имеют зна­чительно меньшую площадь листьев, чем неплодоносящие. И если сэкономленных на листьях пластических веществ окажется недостаточно, то ослабляется рост побегов. Это то­же довольно ясно видно на плодоносящих деревьях: годичные приросты у них становятся гораздо слабее.

Если нагрузка урожаем очень велика, то пластических ве­ществ остается так мало, что цветочные почки под урожай следующего года не заклады­ваются, а прирост древесины на стволе и ветках (рост в тол­щину) очень слаб — так возникает периодичность плодоно­шения. Оставшееся количество углеводов откладывается в ви­де запасов. Они необходимы де­реву для успешной перезимов­ки и начала вегетации в сле­дующем году.

Еще в XV веке Леонардо да Винчи сказал: «Чтобы наука не оказалась бесполезной, заду­майся, как всякое полученное тобой знание можно использовать на практике». Вот и мы рассказали вам о жизни дерева не просто ради любопытных фактов. Эти знания необходимы для обоснования ухода за са­дом. Прежде всего — как обе­спечить листья солнечной энер­гией? Для этого надо предусмотреть такую форми­ровку кроны, чтобы почти не было участков, куда приходит менее 50% солнечной энергии. Такому требованию отвечает крона, когда толщина листового полога в одном из направлений не более 2 м, а высота крон и свободное пространство меж­ду рядами относится как 1:1. Иначе говоря, если высота де­рева 2,5 м, то и свободное рас­стояние между растениями дол­жно быть 2,5 м.

Помня о том, что при обрезке, направленной на формирование или омоложение кроны, про­исходит удаление уже создан­ного органического вещества, не надо ждать зимы. Еще летом выломайте побег, который вам не понадобится. Пусть вещест­ва, которые при этом освобо­дятся, лучше используются на рост других, более нужных частей и органов.

Учитывая большую потреб­ность растений в воде, надо по­стоянно следить за тем, чтобы она была в почве. Однако это не значит, что воду надо лить в почву в неограниченном ко­личестве. Помните, корни долж­ны дышать. Влаги должно быть в пределах 70—80% от того количества, которым можно на­сытить почву до отказа (по­левая влагоемкость).

Чтобы синтез веществ прохо­дил успешно и непрерывно, растения должны получить не­обходимое количество самых ос­новных элементов азота, фос­фора, калия. С урожаем в 100 кг выносится: 80—100 г азота, 120—150 г калия и 25— 40 г фосфора. Примерно в пол­тора раза больше веществ ис­пользуется на формирование древесины, листьев, корней и ве­ток, в том числе удаляемых при обрезке. Вот исходя из это­го, а также учитывая содержа­ние указанных веществ в почве и поступление их из атмосфе­ры с осадками, надо рассчи­тывать нормы удобрений. Что касается микроэлементов, то их надо давать, ориентируясь на состояние деревьев.

Немаловажны и знания о «транспортных» путях. Чтобы создать 1 кг сухого вещества, листья должны пропустить че­рез себя 300—400 кг воды. И если транспортные пути ока­жутся с дефектами, перемещение влаги будет затруднено. От­мечено, что по укороченным приростам перемещение влаги идет значительно слабее, чём по длинным. Значит, надо, чтобы ежегодные приросты были не ко­роче 30—40 см. Своевременной обрезкой окончаний веток с ослабленным ростом, уходом за почвой можно стимулировать хороший ежегодный  прирост.

Листья следует беречь от повреждений вредителями и бо­лезнями. При обнаружении не­достатка какого-то элемента пи­тания, и в первую очередь азо­та или микроэлементов, надо дать срочную подкормку через листья. В этом случае пита­тельные вещества в тот же день и час попадут по назначению, поскольку не надо будет им проделывать длительный путь через все растение. Если через корень поступают определен­ные концентрации элементов минерального питания, то через лист поступает все, что на не­го попадает. Барьеров нет. Вот поэтому, если переборщите с концентрацией, вы увидите ожоги. Давать азот в виде ра­створа мочевины можно через две недели после цветения в концентрации 0,4—0,5%, а осенью за недели две до ли­стопада концентрацию можно увеличить в 10 раз.

И еще: не допускайте пе­регрузку деревьев цветками. Лучше, если еще до начала вегетации часть цветочных по­чек удалить при обрезке, в пер­вую очередь те, которые нахо­дятся в глубинных участках кроны, где мало света и мало листьев. Они там все равно по­сле цветения недолго задержат­ся. Удалите и ослабленные, щуплые плодовые ветви. Если не успели, то удалите часть цветков или завязей. Оставьте такое количество плодов, при котором на каждый из них придется 30—40 листьев.

Вот если каждый раз таким образом помогать растению и в синтезе органического вещест­ва, и в перемещении, и в рас­пределении его, то можно добиться ежегодного регулярного плодоношения, а качество пло­дов будет отличным.

Р. Кудрявец

© Чудо-огород

Подписаться на рассылку 'Чудо-огород. Урожайные грядки без хлопот'